Новые нормы домашних заданий в школах: что изменится с нового учебного года?
2025-06-11 12:44
С 1 сентября 2025 года в федеральных образовательных программах начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования вступят в силу изменения, утверждённые приказом Минпросвещения России от 9 октября 2024 года №704. Данная инициатива направлена на снижение нагрузки на учеников путём нормирования объема домашних заданий и количества контрольных работ. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов на заседании комитетов Госдумы.
Что изменится?
Новые правила закрепляют:
четкое количество часов на изучение каждого предмета;
ограничение числа контрольных и проверочных работ — теперь проверочные работы не должны занимать больше 10% учебного времени по каждому предмету;
нормирование объема домашних заданий — школы обязаны давать достаточно времени на сложные работы, например на рефераты, презентации, а для младших классов установлены жёсткие временные рамки на домашнюю работу: 1-й класс — не более 1 часа в день, 2–3-й классы — до 1,5 часа, 4-й класс — максимум 2 часа;
Реформа призвана создать более сбалансированный учебный процесс и предотвратить перегрузку школьников. Как отметили в аппарате вице-премьера Дмитрия Чернышенко, регионы должны руководствоваться этими нормами при организации обучения.
Мы решили спросить у руководителя Центра образовательных программ Ольги Шацкой, сотрудника ЦОПП СПб, что она думает о нововведениях:
«Снижение нагрузки за счет нормирования домашних заданий — это, безусловно, положительный шаг. У школьников появится больше времени на дополнительные занятия, кружки и саморазвитие, что может повысить их мотивацию. Однако важно понимать, что учебная программа не становится меньше — значит, педагогам придется искать более эффективные методы преподавания, возможно, активнее внедрять современные образовательные технологии. Опыт показывает, что ученики, занимающиеся дополнительным образованием, часто лучше организуют свое время и успевают по основной программе. Ключевую роль здесь играет подход учителя: именно от него во многом зависит, насколько рационально распределяется нагрузка. В целом, реформа направлена на создание более комфортных условий для обучения, и ее эффект будет важно отслеживать в ближайшие годы».
Для чего это нововведение и как оно повлияет на процесс обучения школьников?
Новые правила перераспределяют учебную нагрузку, делая акцент на эффективности вместо количества. Для младшеклассников вводятся жёсткие временные рамки на домашние задания, а общее число контрольных сокращается до 10% учебного времени. Это освободит детям пространство для полноценного отдыха и развития вне школы.
Одновременно синхронизация программ между регионами решит проблему разрыва в знаниях при переезде. Учителям предстоит пересмотреть методы подачи материала, делая упор на глубину понимания вместо механического запоминания. Родители получат понятные ориентиры для контроля нагрузки, а дети - более здоровый и осмысленный учебный процесс.