Новости

ЦОПП Санкт-Петербурга принял участие в эстафете передачи флага всероссийского конкурса «Мастер года»

2025-06-05 15:58
3 июня в Санкт-Петербурге состоялось значимое событие для системы среднего профессионального образования — торжественная церемония передачи флага Всероссийского конкурса «Мастер года». Центральным моментом церемонии стало поднятие флага конкурса, символизирующего преемственность и единство профессионального педагогического сообщества. Мероприятие прошло в музейно-выставочном центре «Россия – Моя история» и объединило делегации из 11 субъектов Северо-Западного федерального округа. В рамках программы дня также состоялся круглый стол на тему «Трансформация деятельности мастеров производственного обучения в современных условиях: вызовы и возможности», где с докладом выступила директор Центра опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга Наталья Владимировна Судденкова.

В своём выступлении «Роль и место мастера производственного обучения в структуре инновационных образовательных пространств практической подготовки квалифицированных кадров Санкт-Петербурга» Наталья Владимировна подчеркнула, что система профессионального образования в России находится в процессе активной трансформации, вызванной новыми экономическими вызовами. Это требует пересмотра подходов к подготовке квалифицированных специалистов и, в первую очередь, к роли мастеров производственного обучения.

Особое внимание в докладе было уделено созданию в Санкт-Петербурге инновационных образовательных пространств — образовательно-производственных полигонов. Эти площадки, созданные совместно с индустриальными партнёрами, позволяют студентам отрабатывать профессиональные навыки в условиях, максимально приближенных к реальным производственным процессам.

Директор ЦОПП СПб подробно рассказала о трёх основных моделях деятельности полигонов:

1. «Образовательный завод» — пространство, организованное по модели цеха предприятия, где студенты с 14 лет получают первый трудовой опыт, выполняя реальные производственные заказы. Мастер производственного обучения здесь совмещает образовательные и производственные функции, включая планирование процессов, контроль качества и формирование бригад.

2. «Центр прикладных компетенций» — площадка для выполнения корпоративных заказов и научно-исследовательских проектов. Мастер выступает в роли технического специалиста, отвечая за практическую реализацию экспериментов и анализ результатов.

3. «Педагогическая мастерская» — пространство для дополнительных общеразвивающих программ и мероприятий. Мастер создаёт условия для творчества и развития практических навыков у участников разного возраста.

Отдельно Наталья Владимировна остановилась на преимуществах бригадной формы организации труда, которая применяется на полигонах. Эта модель, реализуемая по принципу «Каскад», позволяет студентам глубже вовлекаться в производственные процессы, развивать инициативу и креативность. На первом этапе бригаду возглавляет мастер производственного обучения, а на втором — наиболее подготовленный студент, что способствует формированию лидерских качеств.

В завершение доклада директор Центра отметила, что создание инновационных образовательных пространств — это важный шаг в модернизации профессионального образования. Такой подход не только сокращает разрыв между потребностями экономики и возможностями образования, но и формирует новый формат подготовки кадров, отвечающий вызовам времени.

Участие ЦОПП Санкт-Петербурга в мероприятии такого уровня подчеркивает вклад Центра в развитие системы СПО и поддержку педагогического сообщества, которое играет ключевую роль в подготовке будущих специалистов.

Фото: Дайджест Петербургского образования