Новости

В ЦОПП прошла двухдневная проектная сессия, посвященная синхронизации подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и потребностей экономики

В сессии участвовали представители образовательных учреждений, работодателей и профильных министерств. В рамках мероприятия состоялись пленарная сессия, круглые столы и проектная работа в группах.

По итогам сессии выступили вице-губернатор Санкт-Петербурга Потехина И. П., председатель КТЗН Санкт-Петербурга Чернейко Д. С. и директор Департамента Министерства Просвещения, курирующего СПО, Неумывакин В. С.

Ирина Петровна Потехина представила концепцию образовательной экосистемы, отвечающей потребностям сегодняшнего дня, в центре которой стоит человек:

Нам нужна такая система, которая, в первую очередь, поможет человеку найти место в социуме: сначала в образовании, потом на рынке труда, а может быть и параллельно. Искусственное разделение на рынок труда и рынок образования, деление внутри образования на колледжи и вузы – все это начинает мешать.

Есть такое модное слово «бесшовный», и вот оно нам подходит. Мы стремимся к бесшовным переходам между разными формами образования и трудовой деятельности. Сейчас запущен проект «Проф-старт» – это большое количество практик, кейсов, когда ребенок знакомится с профессиями на разных площадках. Это возможность безболезненно привыкнуть к выбору профессий, чтобы в будущем совершать такие бесшовные переходы.

В Петербурге 200 тысяч школьников 6-11 классов, и мы хотим, чтобы эти дети каждый год проходили примерку профессий, регулярно знакомились с этим миром.

«Проф-старт» предполагает, что образовательной базой станет весь город. Любой учитель сможет записать свой класс на профпробы в колледжи, вузы, на площадки компаний. Сейчас еще не все готовы к себе пускать, но успешные кейсы уже есть: «Биокад», ИТМО. Должна быть проницаемая система, когда человек, который у нас в центре, не чувствует границу, где у него начинается и кончается школа, колледж, вуз, работа на предприятии или в стартапе. Человек должен себя чувствовать комфортно в этой среде».

Дмитрий Семенович Чернейко говорил о стратегии развития человеческого капитала и взаимных выгодах от тесного взаимодействия системы СПО и бизнеса:

«Если кто-то сказал «нам не хватает кадров», это означает только одно – за 5 лет до произнесения данной фразы была допущена системная ошибка.

Пока стратегическим мышлением обладает только один кластер – фарма. Там существует стратегия развития до 2035 года с проекцией на кадры. Они по всей стране зашли в систему образования – вплоть до пятых классов школы – и планомерно ведут человека со школьной скамьи до рабочего места.

Чтобы создать эффективную систему управления человеческим капиталом, надо научиться прогнозировать. Надо понимать, что будет с экономикой сегодня, завтра, послезавтра, как это перевести на язык компетенций – тогда станет ясно, кого и как учить.

В Петербурге нет проблемы с выпускниками колледжей: 3/4 выходят на рынок труда, большинство устраивается по своей или смежной специальностям. Проблема не в трудоустройстве, а качестве и системе подготовки. Важно понимать, что сколько бы мы не вложили в колледжи, у бизнеса инвестиционные возможности несопоставимы, там всегда будут лучше технологии и инфраструктура.

Но мы можем помочь друг другу: если систему СПО заточить под сетевую модель, она может стать идеальной для бизнеса. Мы должны достроить образование у них, доучивать студентов на базе предприятий – но с использованием методических и организационных ресурсов СПО. Потребуется масса маленьких курсов, методичек, программ для «дотачивания» кандидата до требований работодателя. Будущее за такой моделью».

Под конец мероприятия Виктор Сергеевич Неумывакин поделился своими впечатлениями от посещения колледжей нашего города и дал напутствие коллегам:

«В Санкт-Петербурге я увидел, что во главе угла системы стоит человек.

Ведь как мы обычно занимаемся управлением? Одни – колледжами, другие – региональной системой, третьи – профтехом. А какой в этом смысл, ради кого мы это делаем? Разные системы каким-то образом состыкованы, но на стыках у нас тонко, а где тонко, там и рвется.

Но когда независимо от уровня образования и ведомственной принадлежности мы поставим во главу угла человека, тогда сможем выстроить действительно эффективную систему. Поэтому, коллеги, сейчас вы вернетесь в свои регионы, и я прошу вас задуматься над вопросом: кто стоит во главе системы, которую мы создаем?»